Доследственная проверка в России: что это такое и как она проводится?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доследственная проверка в России: что это такое и как она проводится?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доследственная проверка — это наиболее распространенная форма дознания, используемая правоохранительными органами для сбора дополнительных доказательств по уголовному делу. В России эта процедура регулируется Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) и может длиться до 3 месяцев.

Способы проведения доследственной проверки

1. Документальная проверка

Данный способ основывается на анализе документов, связанных с делом. Он позволяет проверить достоверность представленных доказательств, установить потенциальных свидетелей, направить следствие в нужном направлении.

2. Опрос свидетелей

Этот метод включает в себя беседу с потенциальными свидетелями дела. Он может оказаться полезным, если не хватает доказательств или если очевидцы могут предоставить дополнительные детали.

3. Осмотр места происшествия

Во время осмотра места происшествия следователи могут обнаружить дополнительные доказательства или получить информацию, прежде чем она исчезнет или изменится.

4. Медицинская экспертиза

Этот метод может быть полезен, если дело касается травм, которые получил потерпевший. Медицинские эксперты могут вынести заключение, которое поможет разобраться в деталях происшествия.

5. Специальные исследования

В некоторых случаях следователям может потребоваться проведение специальных исследований, таких как обнаружение следов ДНК или фонетическая экспертиза. Эти методы помогают собрать дополнительные доказательства и точнее определить, что произошло во время происшествия.

Доследственная проверка — это важный процесс в установлении истины в деле и исключении ошибочного приговора. Применение различных методов и их комбинаций может помочь находить необходимые доказательства и формировать четкую картину произошедшего.

Заявление о преступлении

Каждый из нас имеет право обратиться в полицию с заявлением, в котором подробно описать неприятности правового характера: украли велосипед, избили, отобрали телефон, разбили окно в машине и т.д. В таком заявлении обычно отражают события, произошедшие с заявителем, негативные последствия, а также просьбу привлечь к ответственности виновных лиц:

В дежурную часть
УМВД Ленинского района по г. Красноярску

от Матвеевой Людмилы Петровны,
проживающей в г. Красноярске, ул. Летняя, д. 30
тел. 89333333

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу привлечь к уголовной ответственности неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 незаконно проникли в мой гараж на ул. Летняя, 49А, и похитили 4 автомобильные шины на общую сумму 20000 рублей (чек о покупке прилагаю).

Об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупреждена.

Матвеева Л.П., 21.11.2019, подпись.

Фактически данное сообщение содержит информацию о том, что в отношении Матвеевой Л.П. совершено преступление – вероятно, кража (тайное хищение с незаконным проникновением в хранилище и с причинением значительного ущерба). Но сразу после получения такого заявления уголовное дело возбуждено не будет, поскольку обстоятельства необходимо проверить: опросить заявительницу, убедиться в наличии у нее гаража и шин, сопоставить стоимость и даты и т.д.

Проверка также необходима также для того, чтобы исключить ошибку – к примеру, вдруг бывший муж забрал из гаража свои собственные шины, а Матвеева подумала, что их похитили и считала это имущество общим.

Поводом для возбуждения дела является заявление гражданина, которое надлежащим образом проверено. Только после тщательной предварительной проверки, при наличии достаточных оснований полагать, что совершено преступление, возбуждается уголовное дело. Такая проверка называется «процессуальной», или «доследственной», поскольку проводится до возбуждения дела.

Заявление может быть подано лично в дежурную часть полиции города или района.

Рекомендуем запастись копией обращения, на которой дежурный поставит печать о принятии и идентификационный номер регистрации – именно по нему впоследствии можно будет узнавать, какое решение принято. На отметке также будет стоять время и дата принятия – эта информация также важна, поскольку рассмотрение заявления проводится в определенные сроки.

В качестве сообщения о преступлении может быть принята явка с повинной, информация по телефону, обращение через интернет-приемную или через иные источники. Каждое сообщение должно быть зарегистрировано в специальном журнале сообщений о преступлениях, с присвоением индивидуального номера.

Регистрация и прием сообщений о преступлениях ведется в соответствии со строгой отчетностью. В дежурной части не вправе отказать в принятии заявления о преступлении по тем основаниям, что неполно изложены сведения (к примеру, отсутствует фамилия злоумышленника или не указано место совершения нападения), что заявитель проживает в другом районе, что ранее уже было обращение такого же характера.

На правоохранительных органах лежит обязанность круглосуточного приема и регистрации сообщений о преступлении. И если человеку отказывают в приеме его заявления, это грубое нарушение конституционного права на правовую защиту. Деятельность полиции по приему и регистрации сообщений всегда находится под строгим контролем надзирающих органов, в том числе прокуратуры. Отказ в приеме заявления (сообщения) о преступлении можно обжаловать прокурору в порядке ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке ст. 125 УПК РФ.

Вопрос:
Можно ли обратиться с заявлением о преступлении не в полицию, а в иной орган – к примеру, в следственный комитет или ФСБ?

Да, закон позволяет подать заявление о преступлении в любой правовой орган, и оно всегда будет основанием для проведения доследственной проверки. Вместе с тем, следует знать хотя бы общие положения об исключительной подследственности — к примеру, сотрудники ФСБ в силу своей компетенции проводят проверки по сообщениям о террористических актах, а сотрудники следственного комитета – проверки о причастности к преступлениям несовершеннолетних лиц, а также по половым преступлениям. Если заявление гражданина попадет в орган, который не вправе проводить проверку по конкретной ситуации, обращение перенаправят в компетентный орган, и на пересылку потратится время. Поэтому лучше сразу правильно адресовать свою информацию о преступлении – о полномочиях органов можно узнать по многоканальному телефону любого ведомства в регионе.

Больше всего сообщений попадают в дежурную часть районного отдела полиции. После того, как сообщение зарегистрировано, начинается следующий этап — его проверка.

Соблюдение прав участников процессуальной проверки

На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.

Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.

То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.

В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.

Основными правами данных лиц являются:

  • право не свидетельствовать против себя самого и отказаться от дачи пояснений в порядке ст. 51 Конституции РФ;
  • право не свидетельствовать против своих близких, в число которых входит супруги, дети, родители;
  • право пользоваться помощью адвоката – в любом проверочном мероприятии, будь то опрос или участие в исследовании, освидетельствовании и т.д. У адвоката есть также свои права – присутствовать при опросе, при осмотре, знакомиться с материалами проверки.
  • приносить жалобы на действия и бездействия следователя, дознавателя;
  • просить о применении мер безопасности (к примеру, сохранить в тайне свои ФИО или информацию о даче объяснения и вообще об обращении в полицию).
  • право на разумные сроки проведения проверки сообщения. В законе есть требование о неукоснительном соблюдении сроков проведения доследственной проверки. Недопустимо отложить в сторону заявление Поповой Л.М. и заниматься проверкой только лишь сообщения гражданина Петрова В.М. Заявитель имеет право на незамедлительные мероприятия по проверке своих сведений о преступлении, а в ряде случаев затягивание может быть опасно для жизни людей.

По общему правилу, проверка сообщения должны быть проведена в течение 3-х суток. Законодатель предусмотрел возможность продления этого срока до 10-ти суток. Заметим, что чаще всего срок продлевается, поскольку участковым уполномоченным, да и следователям часто недостаточно трех дней. В исключительных случаях возможно продлить срок до 30-ти суток. Обычно продление до месяца встречается по сообщениям об экономических преступлениях или других нарушениях закона, сбор доказательств по которым затруднен (к примеру, требуется эксгумация трупа с последующей сложной экспертизой).

Процедура продления срока заключается в обязательной даче согласия на увеличение срока руководителем органа дознания или следствия. Продление срока дознавателю до 30-ти суток утверждается прокурором.

По результатам проверки, на основании ст. 145 УПК РФ, выносится одно из двух постановлений: об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела.

Соблюдение прав участников процессуальной проверки

На этапе проверки сообщения о преступлении еще нет потерпевших, свидетелей, обвиняемого. Чтобы Попову Л.М. признать потерпевшей, необходимо вынести постановление о признании ее таковой, что возможно только после возбуждения дела. До этого она называется заявителем.

Что касается свидетелей, они условно называются таковыми, но в полном смысле этого термина станут, опять же, только в ходе расследования в рамках возбужденного уголовного дела.

То же самое относится и к подозреваемому – пока он не задержан на месте преступления и дело не возбуждено, он считается участником доследственной проверки, не более.

В то же время, несмотря на отсутствие понятного и «официального» статуса по делу, все перечисленные лица обладают рядом прав. И если эти права не соблюдать, последствия могут привести к исключению собранных доказательств судом.

При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица. В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.

Задачи на стадии возбуждения уголовного дела.

Есть свои особенности при проведении осмотра трупа. Это чаще всего выполняется на месте обнаружения после совершения преступных действий лица. Иногда непосредственный осмотр проводиться уже в морге, куда доставлен труп медицинскими работниками.

В первом случае составляется осмотр места происшествия, где дополнительно описывается окружающая обстановка, изымаются предметы, могущие стать вещественными доказательствами и иное. Все правила и требования к осмотру соблюдаются в полном объеме. Производство следственных действий строго регламентировано законодательством.

Труп может направляться в морг в экстренном порядке до того, как приехал следователь вместе с группой. Доставление в морг может осуществляться и из различных отделений больниц. Чаще всего это хирургическое, когда после полученных телесных повреждений человек умирает.

Исключительный случай – эксгумация и направление трупа в морг. Это уже будет самостоятельное следственное действие, где составляется отдельный протокол осмотра трупа. Описания обстановки здесь не требуется, так как нет смысла указывать цвет и состояние стен в морге.

Читайте также:  Как заполнить больничный лист в пилотном проекте в 2023 году

Здесь главным будет описать труп и наличие повреждений на нем.

При проведении осмотра трупа также присутствуют понятые, а также эксперт-криминалист. Если нет возможности привлечь к участию эксперта, должен присутствовать врач. Он будет способствовать детальному описанию тела трупа, указывать на строение организма и т.д.

Данные требования прописаны в ст. 179 УПК. При возможности в протоколе указывается на наличие при надавливании на грудную клетку в выдыхаемых парах посторонних запахов, в том числе и алкоголя.

Любая тонкость в последующем может сыграть решающую роль при расследовании дела.

Данное следственное действие может выполняться и врачом. Для него должны быть разъяснены задачи, цели осмотра. К тому же осмотр трупа довольно часто проводиться до ВУД, так как нельзя принять окончательное решение до получения медзаключения, где и будут описаны возможные причины наступления смерти.

Общие условия производства следственных действий представляют собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к производству следственных действий.

Всем следственным действиям, независимо от стадии судопроизводства, присущи следующие общие условия или правила их проведения:

1. Следственные действия, по общему правилу, могут проводиться только в период производства по уголовному делу.

До возбуждения уголовного дела, возможны: осмотр места происшествия, осмотр предметов и документов, осмотр трупа, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, судебная экспертиза.

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, до момента получения согласия на возбуждение уголовного дела прокурора, однако, представляется, что после вынесения об этом постановления, может быть проведено освидетельствование и назначена экспертиза.

Судебной санкции требует производство следующих следственных действий:

  • · осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц
  • · обыск и (или) выемка в жилище
  • · обыск в служебном помещении адвоката или адвокатского образования[6]
  • · выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи
  • · личный обыск (кроме личного обыска задержанного или заключаемого под стражу, а также личного обыска лица, находящегося в обыскиваемом помещении)
  • · выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях
  • · наложение ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи
  • · контроль и запись телефонных и иных переговоров
  • · получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  • · эксгумация — в случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации
  • · получение сведений о расчетном счете в банке.

Для получения судебной санкции следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

В этом случае следователь или дознаватель в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности.

В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

Читайте так же: Справка 182н для чего она нужна

2. Производятся следственные действия по инициативе следователя, дознавателя. Вместе с тем они могут производиться по письменному указанию прокурора, начальника следственного подразделения или по ходатайству таких участников процесса, как обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.

Закон предусматривает случаи обязательного проведения отдельных следственных действий. Так, согласно ст.

228 У ПК, для установления причин смерти, характера и степени тяжести телесных повреждений; возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение; психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном процессе; психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания, обязательно назначение и проведение экспертизы.

3. Следственное действие может быть проведено лишь при наличии фактического и юридического основания.

Фактическим основанием является наличие достаточных доказательств, дающих основание полагать, что в ходе следственного действия могут быть получены сведения о фактах, имеющие значение для дела.

Вывод о возможности получения доказательств в ходе планируемого следственного действия чаще всего является вероятным, однако должен базироваться на имеющихся в ��еле доказательствах.

Любому практикующему адвокату известно, насколько важна стадия доследственной проверки сообщения о преступлении.

Исследования коллег показывают, что решение о возбуждении уголовного дела чаще принимается в случае, если следователь (дознаватель) уверен, что собранных оперативных материалов достаточно для того, чтобы убедить прокурора и судью в виновности обвиняемого.

Получается, что досудебное следствие в реальности проходит на стадии, предшествующей возбуждению уголовного дела.

В бесперспективных с точки зрения следствия случаях, если нет очевидных признаков преступления – например, трупа с явными следами насильственной смерти или настойчивого потерпевшего – выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В итоге до суда доходят в основном очевидные, удобные следствию дела, по которым гарантирован обвинительный приговор.

Сторона защиты может посчитать это наблюдение трюизмом, а сторона обвинения – отвергнуть, сославшись на высокую раскрываемость особо тяжких преступлений – больше 90% убийств в стране раскрывается.

Приглашаю оппонентов подумать, почему в России количество зарегистрированных преступлений в пять раз меньше на душу населения, чем в Германии. Конечно, отчасти различие объясняется разницей в принципах криминализации деяний. Так, вождение в нетрезвом виде в Германии – уголовное преступление.

Но даже если учесть это, Россия остается страной с поразительно малым числом зарегистрированных преступлений.

Когда реальное решение по выявленному преступлению принимается в «серой зоне» доследственной проверки, критичным становится надзор за работой правоохранительных органов на этой стадии.

Прокурор может пролистать книгу учета сообщений о происшествиях (КУСП) в отделе полиции и увидеть отдельные нарушения, но сложно представить, что человек способен каждый раз выявлять все проблемы с регистрацией сообщений. Поэтому с 2013 г.

Генеральная прокуратура внедряет государственную автоматизированную систему правовой статистики. КУСПы ведутся в электронном виде уже почти в 30 регионах страны с переменным успехом.

Помимо сообщений о происшествиях, в системе учитываются решения по ним: возбуждение уголовного дела, постановление об административном правонарушении, отказной материал или списание в архив (которые для краткости на рисунке ниже обозначим как «ничего»).

Институт проблем правоприменения при Европейском университете ведет при поддержке Российского научного фонда (грант 17-18-01618) работу по анализу около 16 млн сообщений о происшествиях, собранных в ГАС ПС в 2013 г. – первом полугодии 2017 г.

и предоставленных Генеральной прокуратурой. Эти данные ценны тем, что позволяют приподнять вуаль неизвестности над стадией доследственной проверки.

Если основные решения действительно принимаются на данном этапе, это должно отражаться в сведениях, собранных до возбуждения уголовных дел.

На рисунке ниже показано количество дней, прошедших с момента регистрации сообщения о происшествии до принятия решения по нему. Статья 144 УПК РФ дает 3, 10 или 30 суток на это решение. Каждый столбец показывает количество решений, принятых по сообщениям, с указанным исходом в каждый из дней в промежутке 0…30 суток.

Дознаватель, возбудив уголовное дело небольшой тяжести в отношении конкретного лица, но, установив, что оно подследственно другому органу дознания, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направ­ления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

Исходя из понятия неотложного следственного действия данного в ст.5 УПК РФ таковыми являются следственные действия, предназначение которых заключается незамедлительном обнаружения, закреплении, изъятии и исследовании доказательств. Отсюда, ряд следственных и процессуальных действий однозначно нельзя отнести к неотложным.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осу­ществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК).

Рассуждая о системе неотложных следственных действий, которая законодательно не закреплена, выделим основания, позволяющие относить то или иное действие к таковым.

Во-первых, обратившись к нормам уголовно-процессуального закона, можно обнаружить в них указание, в соответствии с которым допустимо считать то или иное действие неотложным следственным действием.

Во-вторых, используя теоретические разработки в части определения признаков неотложных следственных действий, возможно в соответствии с ними назвать то или иное действие неотложным.

Следователь, дознаватель несут личную нравственную ответственность за выполнение задач предварительного расследования, своего профессионального долга. Они должны быть объективны, беспристрастны, справедливы, гуманны, бдительны. В своем служебном общении они должны соблюдать выдержку, уравновешенность, корректность.

Не все разделяют приведенную точку зрения по следующим основаниям: Действительно, в следственной практике иногда возникает необходимость проведения масштабных следственных действий, например упоминавшихся ранее обысков в форме специальных операций.

Но в тактическом плане совершенно необоснованно удалять следователя из процесса планирования и осуществления указанных следственных действий, потому что их проведение является задачей «непосильной для следователя».

Напротив, следователь как можно раньше должен принять на себя функцию координатора и процессуального руководителя расследования.

Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. По мотивированному ходатайству следователя, дознавателя данный срок может быть продлен до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

При поступлении из органа дознания сообщения о таких преступлениях следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (по ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ) по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо в территориальный орган страховщика (по ст. ст. 199.3, 199.4 УК РФ), в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

Читайте также:  Субсидии и ипотека: как обеспечивают жильем российских военных

Сроки доследственной проверки могут быть продлены до десяти суток руководителем следственного органа или органом дознания на основе мотивированного ходатайства соответствующего следователя. Кроме того, прокурор по ходатайству дознавателя имеет право продлить сроки доследственной проверки до тридцати суток при указании необходимых оснований для подобного продления.

В соответствии со статьей 161 УПК РФ каждый участник проведения проверки поступившего сообщения предупреждается о неразглашении данных досудебного производства. После приема сообщения о преступлении при наличии необходимости в обеспечении безопасности участника досудебной проверки производится ее обеспечение в установленном порядке.

2) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство осмотра места происшествия (ст. 176 УПК), осмотра трупа (ст. 178 УПК), освидетельствования (ст. 179 УПК).

Частью 1 ст. 146 УПК РФ в случае соединения материала проверки по сообщению о преступлении с уголовным делом процессуальное решение по результатам доследственной проверки, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, не должно выноситься при наличии повода и оснований незамедлительно, а может быть вынесено лишь по результатам расследования при принятии окончательного решения по уголовному делу.

  • осмотр места происшествия, документов и пр.;
  • получение объяснений;
  • получение образцов для сравнительного исследования;
  • истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ;
  • назначение необходимых судебных экспертиз, участие в их производстве и получение заключений эксперта в разумный срок;
  • освидетельствование;
  • производство документальных проверок, ревизий, исследований документов и пр., привлечение к участию в этих действиях специалистов;
  • направление органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в действительности все бывает иначе. Довольно часто потерпевшему приходится самостоятельно защищать свои права и законные интересы, записываясь на прием к высокопоставленным руководителям и закидывая следователя и прокуратура жалобами и ходатайствами.

Какая статья за драку с телесными повреждениями?

Статей за нанесение телесных повреждений несколько, они могут быть административными или уголовными, в зависимости от обстоятельств драки. Последствия рукоприкладства могут быть разными — кто-то избил до полусмерти прохожего, кто-то поставил синяк супруге, кто-то толкнул в пылу ссоры знакомого, и тот упал, больно ударившись. Выдергивание волос, выкручивание рук — все это тоже может классифицироваться как нанесение телесных повреждений.

Наказание должно соответствовать деянию, поэтому за синяк на скуле будет одна статья, за отбитые почки — другая. И даже когда на теле не осталось никаких следов, в дело все равно может вступить статья о побоях — если после драки пострадавший отправился к врачу, и тот зафиксировал, что человек чувствовал боль или головокружение.

Очень много случаев избиения не доходят до полиции, особенно если речь идет о домашнем насилии. Но драки — они и в Африке драки, и обидчик должен быть наказан. Как известно, с 2017 года легкие повреждения, нанесенные членами семьи, были декриминализированы, но впоследствии к закону приняли многочисленные поправки. Так что нельзя думать, что, периодически избивая близких, можно избежать уголовного преследования. Такие дела нельзя спускать на самотек. Обращение в суд — верный способ добиться справедливости. Особенно если заручиться поддержкой опытного адвоката.

Причинение среднего вреда здоровью

Причинение среднего вреда здоровья — уже более серьезное преступление, попадающее под 112 статью УК. Угрозы жизни после драки нет, но последствия вызвали длительное расстройство организма и потерю общей трудоспособности не менее чем на треть. Это могут быть переломы, серьезные вывихи, сотрясение мозга и так далее. Наказанием может служить:

  1. ограничение свободы до 3 лет;
  2. принудительные работы до 3 лет;
  3. арест до 6 месяцев;
  4. лишение свободы до 3 лет.

Если присутствуют отягчающие признаки, то наказанием может служить 5 лет тюремного заключения. Обстоятельства могут быть следующими:

  1. повреждения нанесены тому, кто находился в заведомо беспомощном состоянии, или малолетнему;
  2. побои нанесены с особой жестокостью, с издевательствами или мучениями;
  3. хулиганские побуждения;
  4. действовало несколько человек;
  5. причина — расовая, религиозная и т.д. нетерпимость;
  6. применялось оружие или любой другой предмет, который его заменял;
  7. потерпевший — должностное лицо, выполнявшее свои обязанности, или его близкие.

Также в статье 113 УК рассказывается о последствиях для тех, кто причинил средний или тяжелый вред здоровья в состоянии аффекта. Проще говоря — если нападавшего серьезно спровоцировали, издевались над ним, применяли в отношении него насилие, противоправные действия и т.д. Виновнику могут грозить исправительные и принудительные работы, ограничение и лишение свободы сроком до 2 лет.

Еще есть случаи, когда причинение среднего и тяжелого вреда здоровью идут вместе в статье 114 УК. В ней речь идет о случаях, когда виновник превысил допустимый уровень самообороны или должностное лицо при задержании превысило полномочия. В первом случае виновнику могут грозить исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 1 год. Во втором — исправительные, принудительные работы, ограничение и лишение свободы на 2 года.

Как избежать судимости

В вашем случае, чтобы избежать судимости, нужно прекратить уголовное преследование — это единственный вариант.

Драка была обоюдной, а ее последствия одинаковые для всех участников. Если ни вы, ни другой участник драки не хотите получить наказания и судимости, договориться не составит труда.

Забрать заявление нельзя, но есть другие варианты.

Отказаться от обвинения, в том числе взаимно. Это лучший вариант. Мотивировать отказ не требуется — дело прекращается по реабилитирующему основанию, а значит, юридических последствий не будет.

Отказаться от обвинения можно устно во время заседания суда либо письменно, подав заявление об отказе от обвинений на имя мирового судьи.

При этом отказ от обвинения оставляет право требовать компенсации морального вреда и возмещения ущерба в гражданском порядке. То есть вам ничто не помешает подать иск и взыскать с обидчика компенсацию материального и морального ущерба, если они были.

Заявить о примирении сторон. Такое заявление обязательно для суда. Но дело прекращается по нереабилитирующему основанию.

Судимости не будет, однако сведения о привлечении к ответственности суд направит в информационный центр МВД. Соответственно, если эти сведения кто-то запросит, их предоставят. Причем по той же самой форме, что и справку о наличии или отсутствии судимости.

То, что сведения о привлечении к ответственности есть в базе, формально ни на что не влияет, но пятно на репутации останется. Это нужно учитывать. Поэтому если вы с водителем примирились, то лучше отказаться от обвинения, чем просить суд прекратить дело в связи с примирением.

Загладить вред и заявить суду ходатайство о назначении судебного штрафа и освобождении от уголовной ответственности. Этот вариант подойдет, если примириться или договориться об отказе от обвинения не удастся.

Механизм, как подавать ходатайство, законом не предусмотрен. По статье 25.1 уголовно-процессуального кодекса судья, который рассматривает дело частного обвинения, сам вправе прекратить преследование и назначить штраф, если обвиняемый загладил вред. Сделать это можно путем простого извинения или с помощью денег, например оплатить лечение и так далее. Главное, чтобы суд посчитал, что сделанное соразмерно причиненному вреду.

С другой стороны, просить суд прекратить преследование и назначить штраф в ходатайстве не запрещено. Напротив, это возможность заявить, что вы признаете вину, устранили последствия преступления и обоснованно хотите ограничиться судебным штрафом.

Штраф — это не наказание, а его альтернатива. Его размер при совершении преступления, предусмотренного статьей 115 уголовного кодекса, будет не более 20 000 Р.

ст. 104.5 УК РФ

Сведения о привлечении к ответственности попадут в базу данных МВД. В справке будет сказано, что вы привлекались к уголовной ответственности и освобождены от нее в связи с назначением судебного штрафа. Последствия точно такие же, как и если бы дело прекратили из-за примирения сторон.

Использование защитой сроков доследственной проверки

Очевидно, когда доследственная проверка проводится в течении 3-х суток, инструментов у защиты минимально, даже если обратились в начале срока ее проведения. Обычно в течении 3-х суток проводится проверка, когда состав преступления очевиден, например при обнаружении трупа со следами насильственной смерти. В этом случае дело возбуждается практически в тот же день и какие-то дополнительные проверочные мероприятия не требуются.

Но в условиях неочевидности криминального характера данных изложенных в сообщении о преступлении, проверка носит длительный по времени характер, в течении которого можно как следует не только подготовиться к защите, но и предоставить данные, свидетельствующие о непричастности к преступлению. Поэтому так важно, не упустить время и убедить следствие, что возбуждение и дальнейшее расследование уголовного дела носит бесперспективный характер.

Особенно это касается преступлений экономической направленности, когда уголовно-правовые нормы находятся на стыке с гражданско-правовыми и требуют более пристального внимания в оценке перспектив уголовного преследования. Как правило, в этот период изымается большой массив документов, проводится анализ на наличие уголовно-правовой составляющей действий тех или иных лиц путем их опроса, изымания образцов для исследования и т.д.

Между тем обязанности уведомлять потенциального подозреваемого о проведении доследственной проверки закон не содержит. О ее проведении может стать известно, когда уже непосредственно вызывают для дачи объяснения. В этом случае может возникнуть необходимость предоставить данные, которые потребуют дальнейшей проверки в непричастности к совершению преступления.

Поэтому сроки доследственной проверки имеют огромное значение для подготовки и осуществления защиты.

Сложно преувеличить то значение, которое имеет для правоохранительных и судебных органов доследственная проверка. Именно на этой стадии формируется и затем оформляется первичная информация о произошедшем событии. Все полученные сведения впоследствии будут использованы в ходе расследования. Эти данные приобретают определенную процессуальную форму. Вся информация имеет доказательственное значение, позволяющая выявить, пресечь преступную деятельность правонарушителя, привлечь его к ответственности за содеянное. Вследствие этого от того, как будет оформлена и проанализирована принятая информация и обстоятельства в ходе проверки, определенным образом будет зависеть и дальнейший ход дела. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны адекватно отреагировать на сообщение о преступлении или его угрозе. Сотрудники должны со всем вниманием отнестись к гражданину и информации, которую он предоставляет. Наиболее полную картину можно получить, задавая потерпевшему вопросы, касающиеся обстоятельств происшествия. Чем больше будет получено данных, тем легче впоследствии установить личность преступника и найти его.

О правилах «выживания» при проведении доследственной проверки (часть 1)

Анализируя все возможные варианты, в которых может оказаться «жертва» необоснованного уголовного преследования, рассмотрим ситуацию, когда к этой жертве, волею судеб, правоохранительные органы ошибочно прикрепили ярлык потенциального фигуранта уголовного дела на стадии проверки, которая проводится до возбуждения уголовного дела. Такие ситуации возможны, например, при обращении в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела лица, считающего себя потерпевшим от преступления на почве экономического конфликта с бывшим партнером.

В отдельных случаях этот «потерпевший» может искренне заблуждаться в оценке фактических обстоятельств, полагая, что, действительно ему причинен вред в результате криминальных действий лица, на которое он написал заявление о возбуждении уголовного дела, в то время как фактически сложившиеся между ними отношения носят гражданско-правовой характер.

Распространены также случаи, когда мнимые потерпевшие допускают сознательное искажение реальных фактов, чтобы незаконным путем и с использованием уголовно-правовых средств обеспечить себе преимущество в возникшем споре в расчете на положения уголовно-процессуального закона, обязывающие компетентные органы принять и проверить любое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.

Читайте также:  Обновленный отчет 6‑НДФЛ с 2023 года: как заполнить и сдать

Положения уголовно-процессуального закона обязывают правоохранительные органы, наделенные правом рассматривать сообщения о преступлении, принять такое сообщение, провести по нему проверку и не позднее 3 суток принять решение либо о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в возбуждении уголовного дела, или о передаче сообщения по подследственности. Руководитель следственного органа и иные полномочные лица вправе продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, судебных экспертиз, исследований документов и пр., а также проведения оперативно-розыскных мероприятий этот срок может быть продлен до 30 суток.

На «сленге» профессионалов данная проверка именуется доследственной, хотя в законе это слово не применяется.

Общеизвестно, что проверка, как способ исследования и установления определенных обстоятельств, используется во многих отраслях права и необходимость в проведении проверочных мероприятий может возникнуть практически во всех видах экономической, социальной и общественно-политической деятельности. В области бюджетного законодательства проверки проводятся Счетной палатой РФ, в области налогового законодательства — налоговые органы проводят проверку деятельности налогоплательщиков. В сфере административного законодательства компетентные органы в соответствии с положениями КоАП РФ проводят проверки в связи с административными правонарушениями. При осуществлении государством надзорно-контрольных функций проводятся проверки исполнения законов органами прокуратуры, различными инспекциями, Центральным банком России, ФАС РФ и т.д.

Доследственная проверка в числе описанных видов проверки занимает особое место и характеризуется следующими чертами, существенно отличающими ее от остальных проверок.

Во-первых, данный вид проверки относится к первоначальной досудебной стадии уголовного судопроизводства, регламентируется главами 19 и 20 УПК РФ, и в процессе ее проведения реализуются полномочия компетентных органов по совершению процессуальных действий и принятию процессуальных решений в период, начинающийся принятием к производству заявления (иного сообщения) о преступлении и заканчивающийся решением вопроса о возбуждении уголовного дела или принятия иного процессуального решения.

Во-вторых, участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения на этой стадии является строго ограниченный и определенный законом круг лиц. К категории этих лиц относятся прокурор, как лицо, осуществляющее надзор за законностью и обоснованностью принимаемых процессуальных решений и наделенное в связи с этим правом отменять незаконные и необоснованные постановления о возбуждении уголовного дела, а также постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные исполнителем проверки.

К этим лицам также относятся руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель или следователь, т.е. лица, непосредственно принимающие процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении или направления материалов по подследственности и несущие всю полноту ответственности за принятые решения.

Наряду с этим, руководитель следственного органа осуществляет непосредственный «вертикальный» контроль за законностью и обоснованностью принятого решения в тех случаях, когда такое решение принимается подчиненным ему работником.

В-третьих, на этапе доследственной проверки проводятся мероприятия, направленные на идентификацию конкретного физического лица, которое в последующем может рассматриваться в качестве фигуранта «потенциального» уголовного дела. Именно на этой стадии правоохранительные органы, «просеивая» и максимально сужая круг участников рассматриваемых событий в целях выявления подозреваемого (обвиняемого), пытаются установить в его поведении признаки состава преступления (прежде всего объективной и субъективной сторон, установление которых в некоторых случаях может представлять определенную сложность), оценив наличие криминальной составляющей в поведении такого лица с учетом имеющихся у правоохранителей к этому моменту исходных данных.

В-четвертых, результаты доследственной проверки, как правило, имеют определяющее значение для дальнейшего движения дела: либо компетентные лица по итогам проверки будут рассматривать исследуемую в рамках доследственной проверки ситуацию в качестве криминальной и имеющей очевидную судебную «перспективу», либо у этих лиц сформируется критическое отношение как к сообщению о преступлении, а, следовательно, и к лицу, инициировавшему проверку и позиционирующему себя потерпевшим, так и к перспективе возбуждения уголовного дела и направления его в суд.

С учетом перечисленных особенностей данной стадии, «жертве» необоснованного преследования правоохранительных органов при выборе оптимальной тактики поведения необходимо учесть следующее.

Должностные лица правоохранительных органов крайне редко возбуждают уголовное дело, если сомневаются в его судебной перспективе, поскольку удельный вес прекращенных уголовных дел из числа всех расследованных, всегда рассматривается руководством следственного органа в качестве негативного показателя. Лишь в отдельных (исключительных) случаях (в

частности, по уголовным делам, получившим общественный резонанс, например, уголовное дело в отношении многодетной матери Давыдовой, сообщившей в украинское посольство о перемещении российской части) соответствующие лица по результатам проверки возбуждают уголовное дело, несмотря на отсутствие убежденности, что это уголовное дело будет направлено в суд.

С учетом правовых аспектов сложившейся ситуации (обнаружение в деянии фигуранта признаков состава преступления), эмоциально-психологической составляющей должностного лица и его профессиональных стереотипов («раз уголовное дело возбуждено, следовательно, оно должно быть направлено в суд»), а также служебной конъюнктуры, сформировавшейся в правоохранительных органах, сам факт возбуждения уголовного дела воспринимается следователем или иным лицом, участвовавшем в принятии решения о возбуждении уголовного дела, как обстоятельство, обязывающее исполнителя проверки, принимающего решение о возбуждении уголовного дела, с точки зрения его дальнейшего карьерного роста обеспечить принятие всех зависящих от него мер, чтобы добиться направления расследуемого уголовного дела в суд.

Поскольку, результаты доследственной проверки имеют решающее значение для обнаружения потенциальных фигурантов уголовного дела, а также для определения вектора дальнейшего движения дела и, как следствие, для судьбы этого фигуранта, последнему необходимо именно на этой стадии принять максимальные меры, чтобы убедить проверяющего в своей невиновности и сформировать у последнего благоприятную в отношении себя правовую позицию.

Действия адвоката на стадии доследственной проверки

В случае если по каким-либо причинам Вы стали вовлечены в эту стадию уголовного процесса, Вас вызывают для дачи объяснений, необходимо тщательным образом проанализировать сложившуюся ситуацию, совместно с квалифицированным защитником подготовиться к защите Ваших прав и законных интересов. На стадии доследственной проверки участие адвоката не просто возможно, а крайне необходимо. Только он в состоянии верно определить юридически значимые обстоятельства, оценить перспективы дела, риски привлечения к уголовной ответственности, подготовить доказательственную базу, на первоначальных этапах грамотно взаимодействовать с правоохранительными органами. Защитник на основании ордера будет участвовать вместе при даче объяснений.

Следует помнить, что ст. 51 Конституции дает право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников, а так же отказаться от дачи объяснений. Правильно и эффективно воспользоваться этим правом, при этом не навредив, Вам сможет помочь только опытный защитник.

На стадии доследственной проверки защитник осуществляет следующие действия:

  • выясняет все необходимые обстоятельства, вырабатывает стратегию защиты вместе с доверителем, готовится к возможным неблагоприятным последствиям в виде возбуждения уголовного дела, задержания;
  • оказывает консультационные услуги своему подзащитному;
  • участвует при получении правоохранительными органами объяснений от подзащитного;
  • заявляет различные ходатайства, опрашивает лиц с их согласия, собирает справки и заявляет о приобщении их к материалам проверки;
  • обжалует в порядке ст.ст.124-125 УПК РФ постановление о возбуждении уголовного дела.

Задачи на стадии возбуждения уголовного дела.

Есть свои особенности при проведении осмотра трупа. Это чаще всего выполняется на месте обнаружения после совершения преступных действий лица. Иногда непосредственный осмотр проводиться уже в морге, куда доставлен труп медицинскими работниками.

В первом случае составляется осмотр места происшествия, где дополнительно описывается окружающая обстановка, изымаются предметы, могущие стать вещественными доказательствами и иное. Все правила и требования к осмотру соблюдаются в полном объеме. Производство следственных действий строго регламентировано законодательством.

Труп может направляться в морг в экстренном порядке до того, как приехал следователь вместе с группой. Доставление в морг может осуществляться и из различных отделений больниц. Чаще всего это хирургическое, когда после полученных телесных повреждений человек умирает.

Исключительный случай – эксгумация и направление трупа в морг. Это уже будет самостоятельное следственное действие, где составляется отдельный протокол осмотра трупа. Описания обстановки здесь не требуется, так как нет смысла указывать цвет и состояние стен в морге.

Здесь главным будет описать труп и наличие повреждений на нем.

При проведении осмотра трупа также присутствуют понятые, а также эксперт-криминалист. Если нет возможности привлечь к участию эксперта, должен присутствовать врач. Он будет способствовать детальному описанию тела трупа, указывать на строение организма и т.д.

Данные требования прописаны в ст. 179 УПК. При возможности в протоколе указывается на наличие при надавливании на грудную клетку в выдыхаемых парах посторонних запахов, в том числе и алкоголя.

Любая тонкость в последующем может сыграть решающую роль при расследовании дела.

Данное следственное действие может выполняться и врачом. Для него должны быть разъяснены задачи, цели осмотра. К тому же осмотр трупа довольно часто проводиться до ВУД, так как нельзя принять окончательное решение до получения медзаключения, где и будут описаны возможные причины наступления смерти.

Общие условия производства следственных действий представляют собой совокупность требований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом и предъявляемых к производству следственных действий.

Всем следственным действиям, независимо от стадии судопроизводства, присущи следующие общие условия или правила их проведения:

1. Следственные действия, по общему правилу, могут проводиться только в период производства по уголовному делу.

До возбуждения уголовного дела, возможны: осмотр места происшествия, осмотр предметов и документов, осмотр трупа, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, судебная экспертиза.

В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, до момента получения согласия на возбуждение уголовного дела прокурора, однако, представляется, что после вынесения об этом постановления, может быть проведено освидетельствование и назначена экспертиза.

Судебной санкции требует производство следующих следственных действий:

  • · осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц
  • · обыск и (или) выемка в жилище
  • · обыск в служебном помещении адвоката или адвокатского образования[6]
  • · выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи
  • · личный обыск (кроме личного обыска задержанного или заключаемого под стражу, а также личного обыска лица, находящегося в обыскиваемом помещении)
  • · выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях
  • · наложение ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи
  • · контроль и запись телефонных и иных переговоров
  • · получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  • · эксгумация — в случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации
  • · получение сведений о расчетном счете в банке.

Для получения судебной санкции следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. В судебном заседании вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.


Похожие записи:

Добавить комментарий