Формирование учетной политики организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование учетной политики организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.

Форма учетной политики

Существует три формы ведения учетной политики:

  • Журнально-ордерная
  • Мемориально-ордерная
  • Автоматизированная

Для того чтобы учетная политика велась грамотно, необходимо использовать проверенную основу, для классификации и хранения данных. Существуют определенные формы и шаблоны для заполнения документации. Часть из этих документов созданы и утверждены на законодательном уровне, часть определена внутренней политикой компании.

Перед тем как решить, в какой форме будет вестись учет, нужно четко квалифицировать документы:

  • Часть документов должна храниться в печатном виде
  • Часть документов должна храниться в электронном виде
  • Некоторая документация существует только для внутренней отчетности и создается в произвольной форме

Что такое учетная политика и зачем она нужна

В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.

В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.

Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.

В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.

Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Разработка и утверждение учетной политики.

Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.

Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).

Если в отношении какого‑либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы»[2].

За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).

Применение измененной учетной политики.

Применять на практике положения измененной учетной политики необходимо одним из следующих способов, показанных на схеме (п. 6 СГС «Учетная политика»).

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующей корректировки учетной политики

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы они применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Законодательно учетная политика и ее структура не регулируется. Формирование учетной политики организации возлагается непосредственно на компанию. Руководство может самостоятельно решать, что использовать в качестве основы, и что указывать в нормативных документах.

Любые особенности учета должны быть указаны во внутренних документах. В том числе: формы стандартных документов, порядок электронного документооборота, названия должностей ответственных лиц, порядок проведения контролирующих мероприятий. Учетная политика утверждается руководителем организации.

Структура определяется произвольно исходя из следующих задач:

  • Учет основной и второстепенной деятельности.
  • Наличия ключевых позиций работников.
  • Соответствие масштабам фирмы и отчетности.

Кто отвечает за разработку принципов ведения бухгалтерской оценки?

Статья 15.11 КоАП предусматривает двухстороннюю ответственность должностных лиц с суммой возмещения в размере до 10000 руб. за неисполнение своих прямых обязанностей. В силу особенностей деяния санкции распространяются и на организацию, и на главного бухгалтера. Поскольку штраф существенный и сумма не самая приятная, как и факт необходимости ее выплаты, подлежащим ответственности лицам рекомендуется исправно исполнять свои должностные полномочия.

Бухгалтерией в фирме занимается главный бухгалтер либо лицо, осуществляющее полномочия в отсутствие специалиста. Если данное правило, установленное на законодательном уровне, будет нарушено, наказанию подлежит и главбух, и его ВрИО.

Согласно судебным постановлениям и воле законодателя, формирование учетной политики бухгалтерского учета возлагается на главного экономиста организации, а не на руководство и третьих лиц, занимающих руководящие посты. В одном случае судья предъявит иск начальнику на основании этой статьи, но Верховный суд Российской Федерации отменил способ, который тот наложил в качестве санкций на своих подчиненных, и подчеркнул, что бухгалтерия должна и обязана нести ответственность (Постановление ВС РФ от 9.06.2006г).

Программа по реформированию экономической системы связана с обновлением международных стандартов, которым подотчетны российские правовые акты всех уровней. Целью преобразований является приведение национальной системы экономического учета к единому знаменателю и в соответствие с нормами Международного права, чтобы рыночная, финансовая и международная экономика не противоречили друг другу.

Были приняты следующие решения:

  • разделены активы предприятия на активы и обязательства главы организации и присущие непосредственно ей;
  • приняты решения о единстве бизнеса: законодательное соответствие нормативным актам, предприятие продолжает работать в обозримом будущем и не намеревается сокращать или значительно сокращать свою деятельность.
  • определена очередность применения методов бухгалтерского учета, которая применяется по настоящее время.

Структура учетной политики

В случае, когда компания осуществляет бухгалтерский учет не по регламенту и выходя за установленные Законом рамки, сокращая налоговые вычеты, подобное определяется как нарушение правил налогового законодательства. За такое правонарушение в НК РФ предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. При повторном нарушении сумма увеличивается до 30 000 руб., если оно установлено за следующие налоговые периоды.

Закон не определяет перечень существующих элементов принципов бухгалтерского учета. При этом положение по бухучету «Учетная политика организации» 1/2008 закрепляет за администрацией предприятия установление документов, а также должностных полномочий и обязательств.

В бухучет входят:

  1. Перечень основных документов экономического отдела, такие же записи о проведении анализа активов и счетов предприятия, способах оценки активов и счетов.
  2. Правила бизнес-процессов и технологии обработки полученной информации, влияющие и управляющие работой компании заказы.
  3. Прочие решения.

Создание учетной политики в организации

В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).

Что входит в учетную политику:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учет основных средств в учетной политике

Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.

1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.

В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.

2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).

3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)

4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).

Читайте также:  Льготы и выплаты матерям-одиночкам в 2023 году

5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).

6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).

7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.

8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».

Учетная политика затрат на производство

Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:

1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.

2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».

3) Оценка незавершенного производства: по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.

4) Если есть вспомогательное производство, то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).

Кто должен формировать учетную политику

Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:

  • рабочий план счетов бухучета;
  • формы первичных документов;
  • правила и порядок инвентаризации;
  • методология оценки активов и др.

ВАЖНО! Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.

Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.

Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.

Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.

Начнем с пояснения, что учетная политика (далее — УП) — совокупность способов и методов ведения бухгалтерского и налогового учета. Современное законодательство в этой области, в отличие от времен СССР, не всегда категорично в требовании применять те или иные приемы, оставляя их разработку на усмотрение компании. К предоставленной ныне свободе следует относиться ответственно и осторожно, дабы не навредить самим себе.

Итак, УП должна описывать самостоятельно разработанные способы:

  • ведения учета;
  • итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 6 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 N 34н).

Руководители могут принять бухучет на себя, в случае если компания вправе применять упрощенные способы бухучета или относится к субъектам среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7 ФЗ N 402-ФЗ).

Необходимо понимать, что хотя ответственность за формирование учетной политики организации несет главный бухгалтер, реальная ответственность за ее полноту и соответствие законодательству лежит на руководителе, поскольку он отвечает за организацию бухучета.

Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета и обеспечить выполнение всеми подразделениями, службами и работниками требований главного бухгалтера или иного должностного лица, касающихся порядка оформления и предоставления документов и сведений.

При формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться (п. 7 СГС «Учетная политика»):

  • особенностями своей структуры;

  • отраслевыми особенностями деятельности;

  • СГС «Учетная политика»;

  • нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • учетной политикой учредителя.

Читайте также:  Как заполнить заявление на возврат налога?

В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности, определяет учетную политику исходя из требований СГС «Концептуальные основы»[4].

Допустимо формирование учетной политики посредством как принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и принятия отдельных правовых актов либо включения соответствующих положений в отдельные правовые акты (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов) (Методические указания № 02-06-07/62480).

Организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики должны предусмотреть особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).

2) рабочий план счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;

3) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

4) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации в учреждении, в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

6) правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов при ведении бухгалтерского учета и (или) порядок и сроки составления отчетности централизованной бухгалтерией;

7) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

8) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;

СГС «Учетная политика» введено такое понятие, как последствия изменения учетной политики. Следовательно, учреждению необходимо применять соответствующую норму в своей деятельности.

Согласно п. 15 СГС «Учетная политика» последствия изменения учетной политики – это изменение показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и (или) движение его денежных средств.

Такие последствия оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).

Последствия внесения изменений в учетную политику должны быть отражены в учете и отчетности учреждения.

Дата подписания отчетности – дата подписания полного комплекта отчетности.

Для целей применения СГС «Учетная политика» ошибками в отчетности считаются пропуск и (или) искажение, возникшие при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 СГС «Учетная политика»).

Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:

  • организационно-документальный;
  • методология ведения бухгалтерского учёта;
  • методология ведения налогового учёта.

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Что такое учетная политика организации

Каждая компания или организация может выбирать, как вести бухгалтерский и налоговый учет. Но закон требует зафиксировать, какими правилами и методами вы руководствуетесь при ведении этого учета. Учетная политика – это совокупность методов ведения налогового и бухучета.

УП составляют при создании или изменении организационно-правовой политики компании. Эта политика определяет структуру, деятельность и ответственность компании перед государством и потребителями. Если организационно-правовая политика изменяется, нужно внести изменения и в УП. Поэтому готовую учетную политику проверяет лично руководитель, как ответственный за всю деятельность организации, и издает приказ, обязывающий сотрудников соблюдать эту политику.

Есть два вида УП – для бухгалтерского и налогового учета. Правила по ним можно написать как в одном, так и в двух разных документах – строгих регламентов публикации нет. В учетной политике публикуют сведения о доходах и расходах, налогах, что помогает вести бизнес эффективно, анализировать деятельность организации, и решать бухгалтерские и налоговые споры компании и ФНС.


Похожие записи:

Добавить комментарий